Форма проведения: индивидуальная. Оборудование: стимульный материал к методике. Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ". №1.
"Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я
хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в
школу не ходил". На
стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1:
женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с
портфелем в руках. (Внешний мотив.) №2.
Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне
нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы
учился". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка,
сидящего за партой. (Учебный мотив.) №3.
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много
ребят, с которыми можно поиграть". Психолог выкладывает карточку с
рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.) №4.
Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть
большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был
маленьким". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки,
изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у
той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.) №5.
Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно
учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь
стать, кем захочешь". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5:
фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.) №6.
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там
пятёрки". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка,
держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.) После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы: А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3) Дети
последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно
прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос:
"А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок
произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно
указал на одну из шести картинок. Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает. Выборы | Мотивы, № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | I выбор | | | | | | | II выбор | | | | | | | III выбор | | | | | | | Контрольный выбор | | | | | | | Внешний мотив - 0 баллов; учебный мотив – 5 баллов; позиционный мотив - 3 балла; социальный мотив – 4 балла; отметка - 2 балла; игровой мотив - 1 балл; Необходимо
подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву.
Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется
по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может
руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации
учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы
во всех ситуациях.
|