Информационные технологии все глубже
проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более
определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную
культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это
фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит
дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника. Требования,
предъявляемые к выпускнику начальной школы, изменились, в связи с преобразованиями в области начального
школьного образования, связанными с переходом школ на стандарт II поколения,
Сегодня начальное
образование закладывает основу
формирования учебной деятельности ребенка –
систему учебных и познавательных мотивов,
умение принимать, сохранять, реализовывать
учебные цели,
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и
их результат.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся,
их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и
одноклассниками.
При этом
значительное внимание уделяется развитию:
Ø эмоциональной
привлекательности процесса учения,
Ø укреплению познавательного
интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса.
В новом стандарте превалирует не знаниевый, а
деятельностный подход. при котором ребенок становится активным субъектом
учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Использование ИКТ на
различных уроках в начальной школе позволяет перейти от
объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному.
Ø
через возможности интерактивной
доски, которая имеется в классе и позволяет проводить интерактивные уроки.
ИД соответствует тому
способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников,
выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которых гораздо выше
потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции.
Ø
ИД позволяет выводить на экран любую
графику (картины, карты, схемы)
Ø
Создавать объекты и перемещать ,
совмещать, запускать видео и интерактивные элементы, выделять важные моменты
цветными пометками, все сделанные записи можно сохранять, в том числе и в виде
видеозаписи
Математика.
v На уроках
математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может
осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного
счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.
Начиная с первого класса, ребята
должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать
иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные
минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а
здесь достаточно щелчка мышки. Слайд
задача на движение
v Объяснение
нового материала. Например 2 класс «Сложение с переходом через разряд»,
v Урок закрепления
в виде сказки, (Слайд сказки)урок путешествие, отработка вычислительных навыков
(тренажеры)
v Проверка знаний
тесты.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в
процесс урока является:
- игровая деятельность;
v Работая в
данном направлении, мной разработано несколько математических
игр, таких как «Хоккей», «Футбол»;
v Для выработки навыков
счёта созданы учебные игры – тренажёры. Например, благодаря
индивидуальной игре – тренажёру «Юные водители» можно
отработать таблицу сложения и вычитания в пределах 20, умножения
v А игра -
тренажёр «Школа смешариков», дети отрабатывают
вычислительные навыки таблицы умножения.
Русский язык
v Психологами
доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным
положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.
Запоминание словарных слов, , безударная
гласная, удвоенная согласная(словообразование, правописание шипящих, лексика и
т.д.).
v Чтение
Особенно интересными с помощью
презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили
и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана,
словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если
использовать эти современные методы.
v Изобразительное
искусство, технология.
v Презентацию
также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты
художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д.
Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и
т.д.
v Для проверки усвоения знаний по отдельным
предметам используются, разработанные в программе Microsoft
Excel, Hot Potatoes различные тесты:
v Обучающие тесты предназначены для учащихся с целью тренировки и
отработки знаний и умений по изученной
теме. Ученик сразу видит свои ошибки и
имеет возможность их исправить с другой попытки. Обучающий тест и результат,
который видит ученик, выглядит следующим образом:
v Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний по теме при
его выполнении ученик имеет только одну попытку.
v Выполнив тест, ученик сразу видит результат.
v Применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать
объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его
скорректировать
Учителю, который
использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать
требования современного санитарного законодательства. Для занятий с детьми
допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет
санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей.
Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим
учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для
детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4
уроков в неделю.
v Вывод: Я уверенна, что использование информационных
технологий помогает каждому ученику раскрыть свой потенциал, стать более
успешным в учебе, поднять на более высокий уровень интерес детей к учебе.